Почему растет популярность блогов учителей? Как завоевать в сети доверие учеников, признание коллег и стать профессиональным блогером? На вопросы отвечает член жюри конкурса «БЛОГуч-2023», член Совета учителей-блогеров Минпросвещения, призер конкурса «Кибертурнир по проведению финансового расследования игрового финального этапа Международной олимпиады по финансовой безопасности», куратор проекта «Волонтеры просвещения», учитель школы № 70 г. Ярославля, преподаватель Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского Андрей Александрович Сметанников.
— Андрей Александрович, как Вы стали учителем?
— История становления учителем берет начало в моей тренерской деятельности. Я профессиональный спортсмен, обладаю черным поясом, вторым даном по карате, неоднократный призер соревнований различного уровня. После впечатляющих спортивных успехов тренер предложил мне передать свои навыки ученикам, и они стали показывать серьезные достижения и выигрывать соревнования. Так во мне проснулась педагогика. Причем мне нравится предмет «Экономика», которую я и преподаю в школе и университете.
— Как Вы стали блогером? И в чем идея Вашего блога?
— Я вел страницу во ВКонтакте, развивая личный бренд. Публиковал информацию о своих достижениях, участии в форумах и семинарах, проведении мастер-классов. А сейчас у меня уже есть правильно оформленный блог ВКонтакте, где я пишу про экономику, финансовую грамотность, про формирование имиджа и личного бренда в социальных сетях. По статистике, этот контент всем очень нравится. У меня много подписчиков: учеников, их родителей, коллег.
— В каких конкурсах, связанных с блогосферой, Вы участвовали и занимали призовые места?
— Именно с блогом я выступал в городском конкурсе профессионального мастерства «Педагогические надежды» и вошел в десятку лучших молодых учителей. Все пять конкурсных этапов я прошел с темой «Блогинг». На данный момент я выступаю на различных всероссийских и международных конференциях, провожу мастер-классы на тему «Учитель-блогер», рассказываю, кто он такой и зачем становиться блогером.
— Чем Вы занимаетесь в Совете учителей-блогеров?
— Самая первая задача — формирование положительного образа педагога, повышение его узнаваемости, и, конечно же, популяризация профессии учителя. Также я и коллеги участвуем в различных проектах и всероссийских конкурсах, например, «Флагманы образования», проводим образовательные интенсивы, мастер-классы. В этом году мы реализовали одну из задач Министерства просвещения — открыли Объединение учителей-блогеров Ярославской области.
— Чем блог или личный сайт может помочь учителю в его работе?
— Я буду говорить больше про блог, потому что личные сайты, на мой взгляд, сейчас уже не очень популярны, их мало кто использует. Сегодня в тренде блоги в соцсетях, таких как ВКонтакте и Телеграмм. Именно там находится наша основная целевая аудитория — ученики. Мой блог читают, в основном, ученики, их родители, учителя и коллеги. Основная задача блога: предоставить просветительский контент, чтобы ученики получали в соцсетях полезную информацию. На самом деле это очень круто работает: если преподаватель грамотно преподносит информацию, при этом еще участвует в известных конкурсах, выигрывает их, ученики его больше уважают, хотят быть похожими на него, у них повышается интерес, мотивация к обучению. Это одобряет следующая целевая аудитория — родители, для которых важно, чтобы их ребенок смотрел только нужное, чтобы у него было хорошее образование и, соответственно, воспитание. Если он подписан на учителя — это, несомненно, положительно скажется на его образовании и карьере.
Для коллег-учителей блог тоже может быть весьма полезным: это обмен опытом, методическими разработками, информацией о мастер-классах, онлайн-курсах повышения квалификации. Я хотел бы отметить, что учителей-блогеров, входящих в Совет, много. Если педагогу необходима методическая поддержка, то он может обратиться к нам за советом и помощью, и мы обязательно подскажем и покажем правильное направление.
— Что сделать для того, чтобы развить свой блог или продвинуть сайт?
— В блоге я пишу и публикую посты, делаю фотографии, работаю в различных редакторах, создаю красивые дизайны, правильно себя позиционирую, чтобы меня читали, на меня подписывались, добавлялись в друзья. При этом за все время ведения страничек я ни копейки в них не вложил. Но необходимо понимать, что формирование личного бренда или создание блога — это не быстрый и достаточно сложный процесс. Чтобы продвинуть блог, стать специалистом в этой области и заслужить хорошую репутацию, потребуется полтора-два года.
— Ваши пожелания участникам конкурса?
— Первое: желаю победы! Каждый участник хочет выиграть. А второе, хотелось бы сказать слова поддержки: все, кто подает заявки, проходят самообследования, развиваются, они молодцы. Именно эти педагоги развивают себя как специалистов, которые не только хорошо знают свой предмет, но и продвигают себя в социальных сетях, ведь конкурс — это начало чего-то нового. Если даже вы не выиграете, станете финалистом, то все равно это начало нового пути. Любой конкурс всегда показывает ваши критические точки, на которые вы потом можете обратить внимание и начать развиваться.