19 марта 2015 года Российский новый университет (РосНОУ) и издательство «Просвещение» объявили результаты Общероссийского рейтинга школьных сайтов (зима 2015).
Исследование качества школьных сайтов, осуществляемое при методической поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), стало восьмым по счёту, — проводится рейтинг с 2011 года.
В январе-марте 2015 года экспертизу прошли 5229 сайтов — на 63% больше, чем год назад (3211 сайтов), в том числе:
- 3087 официальных сайтов общеобразовательных учреждений;
- 787 официальных сайтов дошкольных образовательных учреждений;
- 244 официальных сайта учреждений дополнительного образования;
- 718 персональных сайтов учителей;
- 137 сайтов классов;
- 256 сайтов школьной тематики.
Результаты Общероссийского рейтинга школьных сайтов >>>
Количество участников
Зимой 2015 года в Общероссийском рейтинге школьных сайтов представлены 84 из 85 субъектов РФ, пока отсутствует только Республика Ингушетия.
Наиболее инициативными оказались редакторы и администраторы школьных сайтов из Москвы (1135 сайтов), Московской области (819), Санкт-Петербурга (180), Иркутской (176) и Челябинской (144) областей. Более 100 сайтов выдвинулось в рейтинг от ХМАО-Югры, Краснодарского края, Ростовской, Нижегородской, Кемеровской, Саратовской и Свердловской областей.
Республика Крым представлена 18 школьными сайтами.
Новые критерии
Главный принцип Общероссийского рейтинга остался неизменным — школьный сайт должен быть ориентирован на учеников и их родителей. Но инструменты измерения степени этой ориентированности изменились.
— Российское образовательное интернет-пространство подверглось серьёзным преобразованиям, в том числе благодаря возросшим требованиям регулирующих органов, — отметил руководитель Департамента управления информацией РосНОУ, эксперт рейтинга Игорь Мытько. — Некоторые группы критериев нашего рейтинга стали полностью совпадать с требованиями Рособрнадзора. Дублировать ведомство, конечно, смысла не было, поэтому раздел «Документы» вообще исчез из критериев рейтинга.
От чего же зависят позиции школьного веб-ресурса в Общероссийском рейтинге школьных сайтов? На 80% — от наличия контактной информации, материалов о школьной жизни, информации об условиях обучения, администрации, учителях, учениках и выпускниках. То есть как раз от того, что, по мнению организаторов рейтинга, нужно и ученикам, и родителям.
Еще одно изменение коснулось принципа начисления баллов за полноту информации.
— Раньше полнота информации по большинству критериев ранжировалась по пунктам: «минимальная информация», «некоторые подробности» и «развёрнутая информация», — рассказала координатор рейтинга Елена Королева. — Разница в баллах получалась существенная, но граница между пунктами оставалась довольно расплывчатой, что затрудняло работу экспертов и вело к субъективности. Теперь подход другой: есть список учителей школы — один балл, есть список учителей школы с индивидуальными фотографиями — плюс балл и так далее. Если же фотографии есть, но не у всех, ещё один балл начисляется, но эксперт снижает оценку за юзабилити.
20% юзабилити
При оценке удобства пользования сайтом (юзабилити) экспертам рекомендовалось обращать внимание на единство структуры меню и дизайна, работающий релевантный поиск, отсутствие пустых или частично заполненных разделов/страниц и так далее. Но итоговая оценка за юзабилити не разбивалась по подпунктам, а ставилась в формате экспертного мнения, формируя последние 20% общей оценки официального сайта общеобразовательного учреждения.
Аналогичные принципы были применены и к сайтам остальных пяти категорий, лишь где-то менялись пропорции. Кроме того, в двух из шести категорий («Персональные сайты учителей» и «Сайты школьной тематики»), помимо юзабилити эксперты оценивали педагогический уровень и образовательно-воспитательную ценность соответственно.
Таким образом, структура оценивания по категориям выглядит так:
- «Официальные сайты общеобразовательных учреждений» — 80% количественная оценка (наличие информации) и 20% качественная (экспертное мнение);
- «Официальные сайты дошкольных образовательных учреждений» — 83% количественная оценка и 17% качественная;
- «Официальные сайты учреждений дополнительного образования детей» — 83% и 17%;
- «Персональные сайты учителей» — 60% и 40%;
- «Сайты классов» — 75% и 25%;
- «Сайты школьной тематики» — 33% и 67%.
Уточнены в новом рейтинге и уровни качества сайта: теперь это «отличное качество», «хорошее», «среднее» и «низкое». Так, для школ отличный результат начинается от 40 баллов, хороший — от 30, средний — от 20, всё, что ниже — плохой результат.
Лучшие и худшие
Среди регионов, представленных 50 и более сайтами, наилучшее качество продемонстрировала Московская область: 86% «отличных» и «хороших» сайтов. Второе место по качеству у Томской области (73%), далее следуют ХМАО-Югра (71%), Липецкая область (67%), Кемеровская область и Санкт-Петербург (по 66%).
В целом же 1119 сайтов-участников рейтинга (21%) заслужили отличную оценку. 37% удостоены звания «хороший сайт», 24% показали средние результаты и 18% не дотянули до среднего уровня.
Отметим неожиданно большое количество московских школьных сайтов низкого качества — 417 или 37% от всех сайтов Москвы. Связано это, в первую очередь, с переходом официальных сайтов школ, детсадов, других образовательных учреждений столицы на единую платформу mskobr. Поддержка прежних сайтов, ранее заявленных в рейтинг, ослабла либо прекратилась, что привело к закономерному падению показателей Москвы.
Качество сайтов | |||||
---|---|---|---|---|---|
Регион | Всего | Отличное | Хорошее | Среднее | Низкое |
Москва | 1135 | 170 | 390 | 156 | 417 |
Московская область | 819 | 446 | 257 | 83 | 31 |
Санкт-Петербург | 180 | 36 | 83 | 52 | 9 |
Иркутская область | 176 | 24 | 60 | 56 | 32 |
Челябинская область | 144 | 22 | 62 | 42 | 18 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 142 | 35 | 66 | 29 | 12 |
Краснодарский край | 112 | 12 | 49 | 38 | 12 |
Ростовская область | 112 | 7 | 39 | 50 | 16 |
Нижегородская область | 110 | 13 | 50 | 36 | 9 |
Кемеровская область | 107 | 21 | 50 | 18 | 17 |
Саратовская область | 107 | 17 | 35 | 42 | 13 |
Свердловская область | 102 | 14 | 43 | 29 | 15 |
Самарская область | 92 | 11 | 34 | 39 | 7 |
Алтайский край | 87 | 8 | 38 | 27 | 14 |
Владимирская область | 83 | 16 | 37 | 19 | 11 |
Ставропольский край | 75 | 4 | 19 | 35 | 17 |
Томская область | 66 | 11 | 37 | 13 | 5 |
Оренбургская область | 61 | 12 | 24 | 14 | 11 |
Красноярский край | 61 | 5 | 32 | 13 | 11 |
Омская область | 56 | 14 | 22 | 10 | 10 |
Пермский край | 55 | 8 | 23 | 17 | 7 |
Липецкая область | 51 | 14 | 20 | 10 | 7 |
Тамбовская область | 51 | 8 | 15 | 16 | 12 |
Новосибирская область | 51 | 8 | 11 | 22 | 10 |
Архангельская область | 50 | 3 | 21 | 17 | 9 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 49 | 21 | 15 | 4 | 9 |
Кировская область | 49 | 16 | 17 | 10 | 6 |
Республика Башкортостан | 49 | 8 | 18 | 17 | 6 |
Белгородская область | 47 | 5 | 23 | 13 | 6 |
Хабаровский край | 45 | 10 | 21 | 7 | 6 |
Воронежская область | 40 | 4 | 10 | 18 | 8 |
Волгоградская область | 40 | 1 | 15 | 19 | 5 |
Кабардино-Балкарская Республика | 37 | 3 | 5 | 10 | 19 |
Ярославская область | 36 | 8 | 19 | 9 | 0 |
Республика Коми | 36 | 6 | 15 | 13 | 2 |
Мурманская область | 35 | 4 | 11 | 11 | 9 |
Тульская область | 30 | 3 | 14 | 12 | 1 |
Курская область | 27 | 6 | 12 | 8 | 1 |
Ленинградская область | 26 | 4 | 8 | 10 | 4 |
Чувашская Республика | 26 | 3 | 10 | 9 | 4 |
Карачаево-Черкесская Республика | 25 | 2 | 4 | 11 | 7 |
Приморский край | 23 | 1 | 8 | 8 | 6 |
Республика Хакасия | 23 | 0 | 8 | 12 | 3 |
Республика Карелия | 22 | 4 | 8 | 3 | 7 |
Ульяновская область | 22 | 3 | 10 | 4 | 5 |
Республика Татарстан | 22 | 3 | 3 | 11 | 5 |
Тверская область | 22 | 2 | 7 | 9 | 4 |
Забайкальский край | 22 | 0 | 10 | 3 | 9 |
Амурская область | 21 | 2 | 7 | 7 | 5 |
Вологодская область | 20 | 4 | 10 | 5 | 1 |
Республика Крым | 18 | 8 | 7 | 2 | 0 |
Тюменская область | 18 | 5 | 5 | 6 | 2 |
Смоленская область | 16 | 5 | 5 | 4 | 2 |
Республика Саха (Якутия) | 16 | 4 | 4 | 5 | 3 |
Рязанская область | 16 | 4 | 3 | 8 | 1 |
Республика Бурятия | 16 | 2 | 7 | 4 | 3 |
Калужская область | 16 | 1 | 5 | 7 | 3 |
Брянская область | 16 | 0 | 7 | 5 | 4 |
Пензенская область | 16 | 0 | 10 | 5 | 1 |
Республика Мордовия | 14 | 3 | 4 | 5 | 2 |
Еврейская автономная область | 14 | 0 | 5 | 7 | 2 |
Калининградская область | 13 | 2 | 5 | 4 | 2 |
Курганская область | 13 | 1 | 4 | 3 | 5 |
Костромская область | 11 | 2 | 4 | 3 | 2 |
Астраханская область | 11 | 2 | 1 | 6 | 2 |
Ивановская область | 10 | 4 | 2 | 3 | 1 |
Республика Северная Осетия — Алания | 9 | 2 | 3 | 1 | 3 |
Республика Марий Эл | 9 | 2 | 2 | 4 | 1 |
Республика Дагестан | 9 | 2 | 0 | 6 | 1 |
Удмуртская Республика | 9 | 0 | 3 | 3 | 3 |
Республика Алтай | 9 | 0 | 3 | 5 | 1 |
Сахалинская область | 9 | 0 | 5 | 4 | 0 |
Другая страна | 8 | 2 | 3 | 3 | 0 |
Орловская область | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Псковская область | 8 | 1 | 2 | 1 | 4 |
Республика Тыва (Тува) | 6 | 0 | 1 | 3 | 2 |
Камчатский край | 5 | 0 | 1 | 3 | 1 |
Новгородская область | 5 | 0 | 2 | 3 | 0 |
Ненецкий автономный округ | 4 | 0 | 3 | 1 | 0 |
Школа при посольстве РФ | 3 | 2 | 0 | 1 | 0 |
Республика Адыгея | 3 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Чукотский автономный округ | 3 | 0 | 2 | 1 | 0 |
Республика Калмыкия | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Чеченская Республика | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Севастополь | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Магаданская область | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Результаты Общероссийского рейтинга школьных сайтов >>>
Перспективы проекта
— Когда мы начинали проект, мы рассчитывали, что рейтинг станет площадкой развития для самых активных создателей школьных сайтов, — рассказала Елена Королева. — Тогда мы и не предполагали, что получить независимую экспертную оценку захочет такое количество школ. Но за четыре года количество участников рейтинга выросло в десять раз. И, соответственно, весь механизм рейтинга, его поддержка, наладка и обслуживание стало требовать на порядок больше времени и усилий. Поэтому нужны инвестиции и, возможно, изменение подхода к самому принципу организации рейтинга.
Дата начала приёма заявок в следующую версию Общероссийского рейтинга школьных сайтов и сроки проведения очередной экспертизы будут объявлены дополнительно.