19 марта 2015 года Российский новый университет (РосНОУ) и издательство «Просвещение» объявили результаты Общероссийского рейтинга школьных сайтов (зима 2015).
Исследование качества школьных сайтов, осуществляемое при методической поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), стало восьмым по счёту, — проводится рейтинг с 2011 года.
В январе-марте 2015 года экспертизу прошли 5229 сайтов — на 63% больше, чем год назад (3211 сайтов), в том числе:
- 3087 официальных сайтов общеобразовательных учреждений;
- 787 официальных сайтов дошкольных образовательных учреждений;
- 244 официальных сайта учреждений дополнительного образования;
- 718 персональных сайтов учителей;
- 137 сайтов классов;
- 256 сайтов школьной тематики.
Результаты Общероссийского рейтинга школьных сайтов >>>
Количество участников
Зимой 2015 года в Общероссийском рейтинге школьных сайтов представлены 84 из 85 субъектов РФ, пока отсутствует только Республика Ингушетия.
Наиболее инициативными оказались редакторы и администраторы школьных сайтов из Москвы (1135 сайтов), Московской области (819), Санкт-Петербурга (180), Иркутской (176) и Челябинской (144) областей. Более 100 сайтов выдвинулось в рейтинг от ХМАО-Югры, Краснодарского края, Ростовской, Нижегородской, Кемеровской, Саратовской и Свердловской областей.
Республика Крым представлена 18 школьными сайтами.
Новые критерии
Главный принцип Общероссийского рейтинга остался неизменным — школьный сайт должен быть ориентирован на учеников и их родителей. Но инструменты измерения степени этой ориентированности изменились.
— Российское образовательное интернет-пространство подверглось серьёзным преобразованиям, в том числе благодаря возросшим требованиям регулирующих органов, — отметил руководитель Департамента управления информацией РосНОУ, эксперт рейтинга Игорь Мытько. — Некоторые группы критериев нашего рейтинга стали полностью совпадать с требованиями Рособрнадзора. Дублировать ведомство, конечно, смысла не было, поэтому раздел «Документы» вообще исчез из критериев рейтинга.
От чего же зависят позиции школьного веб-ресурса в Общероссийском рейтинге школьных сайтов? На 80% — от наличия контактной информации, материалов о школьной жизни, информации об условиях обучения, администрации, учителях, учениках и выпускниках. То есть как раз от того, что, по мнению организаторов рейтинга, нужно и ученикам, и родителям.
Еще одно изменение коснулось принципа начисления баллов за полноту информации.
— Раньше полнота информации по большинству критериев ранжировалась по пунктам: «минимальная информация», «некоторые подробности» и «развёрнутая информация», — рассказала координатор рейтинга Елена Королева. — Разница в баллах получалась существенная, но граница между пунктами оставалась довольно расплывчатой, что затрудняло работу экспертов и вело к субъективности. Теперь подход другой: есть список учителей школы — один балл, есть список учителей школы с индивидуальными фотографиями — плюс балл и так далее. Если же фотографии есть, но не у всех, ещё один балл начисляется, но эксперт снижает оценку за юзабилити.
20% юзабилити
При оценке удобства пользования сайтом (юзабилити) экспертам рекомендовалось обращать внимание на единство структуры меню и дизайна, работающий релевантный поиск, отсутствие пустых или частично заполненных разделов/страниц и так далее. Но итоговая оценка за юзабилити не разбивалась по подпунктам, а ставилась в формате экспертного мнения, формируя последние 20% общей оценки официального сайта общеобразовательного учреждения.
Аналогичные принципы были применены и к сайтам остальных пяти категорий, лишь где-то менялись пропорции. Кроме того, в двух из шести категорий («Персональные сайты учителей» и «Сайты школьной тематики»), помимо юзабилити эксперты оценивали педагогический уровень и образовательно-воспитательную ценность соответственно.
Таким образом, структура оценивания по категориям выглядит так:
- «Официальные сайты общеобразовательных учреждений» — 80% количественная оценка (наличие информации) и 20% качественная (экспертное мнение);
- «Официальные сайты дошкольных образовательных учреждений» — 83% количественная оценка и 17% качественная;
- «Официальные сайты учреждений дополнительного образования детей» — 83% и 17%;
- «Персональные сайты учителей» — 60% и 40%;
- «Сайты классов» — 75% и 25%;
- «Сайты школьной тематики» — 33% и 67%.
Уточнены в новом рейтинге и уровни качества сайта: теперь это «отличное качество», «хорошее», «среднее» и «низкое». Так, для школ отличный результат начинается от 40 баллов, хороший — от 30, средний — от 20, всё, что ниже — плохой результат.
Лучшие и худшие
Среди регионов, представленных 50 и более сайтами, наилучшее качество продемонстрировала Московская область: 86% «отличных» и «хороших» сайтов. Второе место по качеству у Томской области (73%), далее следуют ХМАО-Югра (71%), Липецкая область (67%), Кемеровская область и Санкт-Петербург (по 66%).
В целом же 1119 сайтов-участников рейтинга (21%) заслужили отличную оценку. 37% удостоены звания «хороший сайт», 24% показали средние результаты и 18% не дотянули до среднего уровня.
Отметим неожиданно большое количество московских школьных сайтов низкого качества — 417 или 37% от всех сайтов Москвы. Связано это, в первую очередь, с переходом официальных сайтов школ, детсадов, других образовательных учреждений столицы на единую платформу mskobr. Поддержка прежних сайтов, ранее заявленных в рейтинг, ослабла либо прекратилась, что привело к закономерному падению показателей Москвы.
| Качество сайтов | |||||
|---|---|---|---|---|---|
| Регион | Всего | Отличное | Хорошее | Среднее | Низкое |
| Москва | 1135 | 170 | 390 | 156 | 417 |
| Московская область | 819 | 446 | 257 | 83 | 31 |
| Санкт-Петербург | 180 | 36 | 83 | 52 | 9 |
| Иркутская область | 176 | 24 | 60 | 56 | 32 |
| Челябинская область | 144 | 22 | 62 | 42 | 18 |
| Ханты-Мансийский автономный округ | 142 | 35 | 66 | 29 | 12 |
| Краснодарский край | 112 | 12 | 49 | 38 | 12 |
| Ростовская область | 112 | 7 | 39 | 50 | 16 |
| Нижегородская область | 110 | 13 | 50 | 36 | 9 |
| Кемеровская область | 107 | 21 | 50 | 18 | 17 |
| Саратовская область | 107 | 17 | 35 | 42 | 13 |
| Свердловская область | 102 | 14 | 43 | 29 | 15 |
| Самарская область | 92 | 11 | 34 | 39 | 7 |
| Алтайский край | 87 | 8 | 38 | 27 | 14 |
| Владимирская область | 83 | 16 | 37 | 19 | 11 |
| Ставропольский край | 75 | 4 | 19 | 35 | 17 |
| Томская область | 66 | 11 | 37 | 13 | 5 |
| Оренбургская область | 61 | 12 | 24 | 14 | 11 |
| Красноярский край | 61 | 5 | 32 | 13 | 11 |
| Омская область | 56 | 14 | 22 | 10 | 10 |
| Пермский край | 55 | 8 | 23 | 17 | 7 |
| Липецкая область | 51 | 14 | 20 | 10 | 7 |
| Тамбовская область | 51 | 8 | 15 | 16 | 12 |
| Новосибирская область | 51 | 8 | 11 | 22 | 10 |
| Архангельская область | 50 | 3 | 21 | 17 | 9 |
| Ямало-Ненецкий автономный округ | 49 | 21 | 15 | 4 | 9 |
| Кировская область | 49 | 16 | 17 | 10 | 6 |
| Республика Башкортостан | 49 | 8 | 18 | 17 | 6 |
| Белгородская область | 47 | 5 | 23 | 13 | 6 |
| Хабаровский край | 45 | 10 | 21 | 7 | 6 |
| Воронежская область | 40 | 4 | 10 | 18 | 8 |
| Волгоградская область | 40 | 1 | 15 | 19 | 5 |
| Кабардино-Балкарская Республика | 37 | 3 | 5 | 10 | 19 |
| Ярославская область | 36 | 8 | 19 | 9 | 0 |
| Республика Коми | 36 | 6 | 15 | 13 | 2 |
| Мурманская область | 35 | 4 | 11 | 11 | 9 |
| Тульская область | 30 | 3 | 14 | 12 | 1 |
| Курская область | 27 | 6 | 12 | 8 | 1 |
| Ленинградская область | 26 | 4 | 8 | 10 | 4 |
| Чувашская Республика | 26 | 3 | 10 | 9 | 4 |
| Карачаево-Черкесская Республика | 25 | 2 | 4 | 11 | 7 |
| Приморский край | 23 | 1 | 8 | 8 | 6 |
| Республика Хакасия | 23 | 0 | 8 | 12 | 3 |
| Республика Карелия | 22 | 4 | 8 | 3 | 7 |
| Ульяновская область | 22 | 3 | 10 | 4 | 5 |
| Республика Татарстан | 22 | 3 | 3 | 11 | 5 |
| Тверская область | 22 | 2 | 7 | 9 | 4 |
| Забайкальский край | 22 | 0 | 10 | 3 | 9 |
| Амурская область | 21 | 2 | 7 | 7 | 5 |
| Вологодская область | 20 | 4 | 10 | 5 | 1 |
| Республика Крым | 18 | 8 | 7 | 2 | 0 |
| Тюменская область | 18 | 5 | 5 | 6 | 2 |
| Смоленская область | 16 | 5 | 5 | 4 | 2 |
| Республика Саха (Якутия) | 16 | 4 | 4 | 5 | 3 |
| Рязанская область | 16 | 4 | 3 | 8 | 1 |
| Республика Бурятия | 16 | 2 | 7 | 4 | 3 |
| Калужская область | 16 | 1 | 5 | 7 | 3 |
| Брянская область | 16 | 0 | 7 | 5 | 4 |
| Пензенская область | 16 | 0 | 10 | 5 | 1 |
| Республика Мордовия | 14 | 3 | 4 | 5 | 2 |
| Еврейская автономная область | 14 | 0 | 5 | 7 | 2 |
| Калининградская область | 13 | 2 | 5 | 4 | 2 |
| Курганская область | 13 | 1 | 4 | 3 | 5 |
| Костромская область | 11 | 2 | 4 | 3 | 2 |
| Астраханская область | 11 | 2 | 1 | 6 | 2 |
| Ивановская область | 10 | 4 | 2 | 3 | 1 |
| Республика Северная Осетия — Алания | 9 | 2 | 3 | 1 | 3 |
| Республика Марий Эл | 9 | 2 | 2 | 4 | 1 |
| Республика Дагестан | 9 | 2 | 0 | 6 | 1 |
| Удмуртская Республика | 9 | 0 | 3 | 3 | 3 |
| Республика Алтай | 9 | 0 | 3 | 5 | 1 |
| Сахалинская область | 9 | 0 | 5 | 4 | 0 |
| Другая страна | 8 | 2 | 3 | 3 | 0 |
| Орловская область | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| Псковская область | 8 | 1 | 2 | 1 | 4 |
| Республика Тыва (Тува) | 6 | 0 | 1 | 3 | 2 |
| Камчатский край | 5 | 0 | 1 | 3 | 1 |
| Новгородская область | 5 | 0 | 2 | 3 | 0 |
| Ненецкий автономный округ | 4 | 0 | 3 | 1 | 0 |
| Школа при посольстве РФ | 3 | 2 | 0 | 1 | 0 |
| Республика Адыгея | 3 | 1 | 1 | 0 | 1 |
| Чукотский автономный округ | 3 | 0 | 2 | 1 | 0 |
| Республика Калмыкия | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 |
| Чеченская Республика | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 |
| Севастополь | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
| Магаданская область | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Результаты Общероссийского рейтинга школьных сайтов >>>
Перспективы проекта
— Когда мы начинали проект, мы рассчитывали, что рейтинг станет площадкой развития для самых активных создателей школьных сайтов, — рассказала Елена Королева. — Тогда мы и не предполагали, что получить независимую экспертную оценку захочет такое количество школ. Но за четыре года количество участников рейтинга выросло в десять раз. И, соответственно, весь механизм рейтинга, его поддержка, наладка и обслуживание стало требовать на порядок больше времени и усилий. Поэтому нужны инвестиции и, возможно, изменение подхода к самому принципу организации рейтинга.
Дата начала приёма заявок в следующую версию Общероссийского рейтинга школьных сайтов и сроки проведения очередной экспертизы будут объявлены дополнительно.


