Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Новости

Пять тысяч школьных сайтов России получили экспертную оценку

9 марта 2015

19 марта 2015 года Российский новый университет (РосНОУ) и издательство «Просвещение» объявили результаты Общероссийского рейтинга школьных сайтов (зима 2015).

Исследование качества школьных сайтов, осуществляемое при методической поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), стало восьмым по счёту, — проводится рейтинг с 2011 года.

В январе-марте 2015 года экспертизу прошли 5229 сайтов — на 63% больше, чем год назад (3211 сайтов), в том числе:

  • 3087 официальных сайтов общеобразовательных учреждений;
  • 787 официальных сайтов дошкольных образовательных учреждений;
  • 244 официальных сайта учреждений дополнительного образования;
  • 718 персональных сайтов учителей;
  • 137 сайтов классов;
  • 256 сайтов школьной тематики.

Результаты Общероссийского рейтинга школьных сайтов >>>

Количество участников

Зимой 2015 года в Общероссийском рейтинге школьных сайтов представлены 84 из 85 субъектов РФ, пока отсутствует только Республика Ингушетия.

Наиболее инициативными оказались редакторы и администраторы школьных сайтов из Москвы (1135 сайтов), Московской области (819), Санкт-Петербурга (180), Иркутской (176) и Челябинской (144) областей. Более 100 сайтов выдвинулось в рейтинг от ХМАО-Югры, Краснодарского края, Ростовской, Нижегородской, Кемеровской, Саратовской и Свердловской областей.

Республика Крым представлена 18 школьными сайтами.

Новые критерии

Главный принцип Общероссийского рейтинга остался неизменным — школьный сайт должен быть ориентирован на учеников и их родителей. Но инструменты измерения степени этой ориентированности изменились.

— Российское образовательное интернет-пространство подверглось серьёзным преобразованиям, в том числе благодаря возросшим требованиям регулирующих органов, — отметил руководитель Департамента управления информацией РосНОУ, эксперт рейтинга Игорь Мытько. — Некоторые группы критериев нашего рейтинга стали полностью совпадать с требованиями Рособрнадзора. Дублировать ведомство, конечно, смысла не было, поэтому раздел «Документы» вообще исчез из критериев рейтинга.

От чего же зависят позиции школьного веб-ресурса в Общероссийском рейтинге школьных сайтов? На 80% — от наличия контактной информации, материалов о школьной жизни, информации об условиях обучения, администрации, учителях, учениках и выпускниках. То есть как раз от того, что, по мнению организаторов рейтинга, нужно и ученикам, и родителям.

Еще одно изменение коснулось принципа начисления баллов за полноту информации. 

— Раньше полнота информации по большинству критериев ранжировалась по пунктам: «минимальная информация», «некоторые подробности» и «развёрнутая информация», — рассказала координатор рейтинга Елена Королева. — Разница в баллах получалась существенная, но граница между пунктами оставалась довольно расплывчатой, что затрудняло работу экспертов и вело к субъективности. Теперь подход другой: есть список учителей школы — один балл, есть список учителей школы с индивидуальными фотографиями — плюс балл и так далее. Если же фотографии есть, но не у всех, ещё один балл начисляется, но эксперт снижает оценку за юзабилити.

20% юзабилити

При оценке удобства пользования сайтом (юзабилити) экспертам рекомендовалось обращать внимание на единство структуры меню и дизайна, работающий релевантный поиск, отсутствие пустых или частично заполненных разделов/страниц и так далее. Но итоговая оценка за юзабилити не разбивалась по подпунктам, а ставилась в формате экспертного мнения, формируя последние 20% общей оценки официального сайта общеобразовательного учреждения.

Аналогичные принципы были применены и к сайтам остальных пяти категорий, лишь где-то менялись пропорции. Кроме того, в двух из шести категорий («Персональные сайты учителей» и  «Сайты школьной тематики»), помимо юзабилити эксперты оценивали педагогический уровень и образовательно-воспитательную ценность соответственно. 

Таким образом, структура оценивания по категориям выглядит так:

  • «Официальные сайты общеобразовательных учреждений» — 80% количественная оценка (наличие информации) и 20% качественная (экспертное мнение);
  • «Официальные сайты дошкольных образовательных учреждений» — 83% количественная оценка и 17% качественная;
  • «Официальные сайты учреждений дополнительного образования детей» — 83% и 17%;
  • «Персональные сайты учителей» — 60% и 40%;
  • «Сайты классов» — 75% и 25%;
  • «Сайты школьной тематики» — 33% и 67%.

Уточнены в новом рейтинге и уровни качества сайта: теперь это «отличное качество», «хорошее», «среднее» и «низкое». Так, для школ отличный результат начинается от 40 баллов, хороший — от 30, средний — от 20, всё, что ниже — плохой результат.

Лучшие и худшие

Среди регионов, представленных 50 и более сайтами, наилучшее качество продемонстрировала Московская область: 86% «отличных» и «хороших» сайтов. Второе место по качеству у Томской области (73%), далее следуют ХМАО-Югра (71%), Липецкая область (67%), Кемеровская область и Санкт-Петербург (по 66%).

В целом же 1119 сайтов-участников рейтинга (21%) заслужили отличную оценку. 37% удостоены звания «хороший сайт», 24% показали средние результаты и 18% не дотянули до среднего уровня.

Отметим неожиданно большое количество московских школьных сайтов низкого качества — 417 или 37% от всех сайтов Москвы. Связано это, в первую очередь, с переходом официальных сайтов школ, детсадов, других образовательных учреждений столицы на единую платформу mskobr. Поддержка прежних сайтов, ранее заявленных в рейтинг, ослабла либо прекратилась, что привело к закономерному падению показателей Москвы.

  Качество сайтов
РегионВсегоОтличноеХорошееСреднееНизкое
Москва 1135 170 390 156 417
Московская область 819 446 257 83 31
Санкт-Петербург 180 36 83 52 9
Иркутская область 176 24 60 56 32
Челябинская область 144 22 62 42 18
Ханты-Мансийский автономный округ 142 35 66 29 12
Краснодарский край 112 12 49 38 12
Ростовская область 112 7 39 50 16
Нижегородская область 110 13 50 36 9
Кемеровская область 107 21 50 18 17
Саратовская область 107 17 35 42 13
Свердловская область 102 14 43 29 15
Самарская область 92 11 34 39 7
Алтайский край 87 8 38 27 14
Владимирская область 83 16 37 19 11
Ставропольский край 75 4 19 35 17
Томская область 66 11 37 13 5
Оренбургская область 61 12 24 14 11
Красноярский край 61 5 32 13 11
Омская область 56 14 22 10 10
Пермский край 55 8 23 17 7
Липецкая область 51 14 20 10 7
Тамбовская область 51 8 15 16 12
Новосибирская область 51 8 11 22 10
Архангельская область 50 3 21 17 9
Ямало-Ненецкий автономный округ 49 21 15 4 9
Кировская область 49 16 17 10 6
Республика Башкортостан 49 8 18 17 6
Белгородская область 47 5 23 13 6
Хабаровский край 45 10 21 7 6
Воронежская область 40 4 10 18 8
Волгоградская область 40 1 15 19 5
Кабардино-Балкарская Республика 37 3 5 10 19
Ярославская область 36 8 19 9 0
Республика Коми 36 6 15 13 2
Мурманская область 35 4 11 11 9
Тульская область 30 3 14 12 1
Курская область 27 6 12 8 1
Ленинградская область 26 4 8 10 4
Чувашская Республика 26 3 10 9 4
Карачаево-Черкесская Республика 25 2 4 11 7
Приморский край 23 1 8 8 6
Республика Хакасия 23 0 8 12 3
Республика Карелия 22 4 8 3 7
Ульяновская область 22 3 10 4 5
Республика Татарстан 22 3 3 11 5
Тверская область 22 2 7 9 4
Забайкальский край 22 0 10 3 9
Амурская область 21 2 7 7 5
Вологодская область 20 4 10 5 1
Республика Крым 18 8 7 2 0
Тюменская область 18 5 5 6 2
Смоленская область 16 5 5 4 2
Республика Саха (Якутия) 16 4 4 5 3
Рязанская область 16 4 3 8 1
Республика Бурятия 16 2 7 4 3
Калужская область 16 1 5 7 3
Брянская область 16 0 7 5 4
Пензенская область 16 0 10 5 1
Республика Мордовия 14 3 4 5 2
Еврейская автономная область 14 0 5 7 2
Калининградская область 13 2 5 4 2
Курганская область 13 1 4 3 5
Костромская область 11 2 4 3 2
Астраханская область 11 2 1 6 2
Ивановская область 10 4 2 3 1
Республика Северная Осетия — Алания 9 2 3 1 3
Республика Марий Эл 9 2 2 4 1
Республика Дагестан 9 2 0 6 1
Удмуртская Республика 9 0 3 3 3
Республика Алтай 9 0 3 5 1
Сахалинская область 9 0 5 4 0
Другая страна 8 2 3 3 0
Орловская область 8 2 2 2 2
Псковская область 8 1 2 1 4
Республика Тыва (Тува) 6 0 1 3 2
Камчатский край 5 0 1 3 1
Новгородская область 5 0 2 3 0
Ненецкий автономный округ 4 0 3 1 0
Школа при посольстве РФ 3 2 0 1 0
Республика Адыгея 3 1 1 0 1
Чукотский автономный округ 3 0 2 1 0
Республика Калмыкия 2 0 0 1 1
Чеченская Республика 2 0 0 1 1
Севастополь 1 1 0 0 0
Магаданская область 1 0 0 0 1

Результаты Общероссийского рейтинга школьных сайтов >>>

Перспективы проекта

— Когда мы начинали проект, мы рассчитывали, что рейтинг станет площадкой развития для самых активных создателей школьных сайтов, — рассказала Елена Королева. — Тогда мы и не предполагали, что получить независимую экспертную оценку захочет такое количество школ. Но за четыре года количество участников рейтинга выросло в десять раз. И, соответственно, весь механизм рейтинга, его поддержка, наладка и обслуживание стало требовать на порядок больше времени и усилий. Поэтому нужны инвестиции и, возможно, изменение подхода к самому принципу организации рейтинга.

Дата начала приёма заявок в следующую версию Общероссийского рейтинга школьных сайтов и сроки проведения очередной экспертизы будут объявлены дополнительно.

Информационные партнеры